Медиация

Медиация

Как один из альтернативных способов урегулирования конфликтов медиация дает возможность разрешить не только спор, который виден на поверхности, но и разобраться в основании разногласий между участниками конфликта.

Медиация – это особые переговоры с участием независимого лица – медиатора, который организует и ведет переговоры в целях поиска сторонами взаимовыгодного решения их конфликта/спора.

 

Такие встречи проводятся по особым правилам и на основе следующих принципов:

  1. Принцип добровольности участия сторон, который заключается в том, что стороны могут добровольно вступить в процедуру медиации, и добровольно выйти из нее, не неся при этом никаких юридических последствий. Также принцип добровольности распространяется и на медиатора, то есть медиатор вправе прекратить процедуру медиации, чтобы не усиливать конфликт или если в ходе проведения переговоров станет понятно, что для разрешения конфликта между сторонами процедура медиации не эффективна;
  2. Принцип равноправия и сотрудничества сторон, который заключается в том, что в процедуре медиации стороны имеют равные права и возможности быть высказанными и быть услышанными, а также равные права и возможности в поиске и обсуждении предложений по решению спорного вопроса;
  3. Принцип конфиденциальности, согласно которому вся информация, полученная в ходе переговоров, является конфиденциальной для медиатора в силу закона (ст.5 ФЗ №193-ФЗ), а для сторон по их взаимному соглашению; стороны вправе заключить устное или письменной соглашение об объеме конфиденциальной информации. При этом, если стороны не придут к какому-либо соглашению в результате процедуры медиации, они не вправе использовать всю услышанную/полученную информацию в ходе переговоров друг против друга в судебном процессе или при иных обстоятельствах;
  4. Принцип нейтральности, беспристрастности и независимости медиатора, который заключается в том, что медиатор не состоит в каких-либо отношениях ни с одной из сторон, не представляет интересы ни одной из сторон, не решает спор по существу, поскольку не затрагиваются его права и интересы конфликтной ситуацией сторон, медиатор в процессе проведения процедуры медиации не вправе давать каких-либо консультаций (юридических, психологических, экспертных и иных), высказывать свое мнение по существу спора и по сути принятых решений

 

Встречи длятся ориентировочно 1,5-2 часа.

На консультации выясняется состав участников и исходя из этого определяется примерный формат работы (чаще всего совместный и в дальнейшем с проведением индивидуальных встреч)

 

Особенности процедуры медиации:

  • Если стороны уже участвуют в судебном процессе и суд (или по собственной инициативе) им рекомендовал использовать альтернативный способ урегулировать спор, то в медиации стороны не ограничены предметом и основанием иска. Что это значит? Чаще всего, находясь в конфликте, стороны высказывают претензии и требования друг к другу (проявляя свою позицию), а для суда необходимо их облечь в какую-то правовую форму, юридический документ, и именно процессуальные кодексы предусмотрели рамки, по которым и составляются такие документы. И зачастую требования и претензии совсем не проявляют истинный интерес конфликтующих сторон, либо такой интерес сложно облечь в правовую форму. В процедуре медиации стороны же могут затрагивать абсолютно все волнующие их спорные вопросы и затем с помощью медиатора проясняют интересы друг друга, чтобы понять, для чего им нужно то, что они запрашивают, и, исходя из интересов, в процессе переговоров уже ищут варианты решения проблемы.
  • Меньшие временные затраты на разрешение конфликта. Стороны самостоятельно устанавливают график встреч, исходя из своих возможностей, независимо от графика работы судебных и иных органов. Как известно, на разрешение самого простого дела (если вообще споры могут быть простыми) уходит от 6 месяцев до нескольких лет, и в результате стороны исчерпаны эмоционально, морально, финансово и физически.
  • Позволяет сторонам решить не только спор, а затяжной конфликт. При решении спора правовым, административным или силовым способом сам конфликт не всегда разрешается, а зачастую даже усугубляется, усиливается. В процедуре медиации решение конфликта лежит уже на уровне интересов и потребностей.
  • Экономическая составляющая преимуществ. Каждый спор индивидуален, и тогда, с одной стороны, важно рассматривать финансовые расходы на урегулирование спора, судебные расходы, представительские и сопутствующие расходы, а с другой стороны, можно руководствоваться фразой «не потерял – значит заработал» и тогда важно отследить, а что «я сохраню (а иногда даже приобрету), а не потеряю, в результате урегулирования спора».
  • Конфиденциальность, которая в свою очередь работает на сохранение репутации. Большинство споров, которые доходят до суда, подвергаются огласке, поскольку судебный процесс открытый, и вся информация может стать доступной для третьих лиц, и вероятность репутационных рисков возрастает в разы. Это преимущество особенно ценно для бизнес-споров, чтобы сохранить всю важную информацию и не оказаться перед контрагентами или партнерами в слабой позиции. В процедуре медиации стороны обговаривают все нюансы сохранения конфиденциальности, а также могут заключить Соглашение о неразглашении информации.
  • В результате процедуры медиации стороны могут остаться в партнерских отношениях (если совместная деятельность продолжается) или как минимум не остаться врагами (ведь даже расходиться можно по-человечески).
  • Приобретение навыков переговорного взаимодействия, умения слушать и слышать, понимать свои и чужие интересы, и развитие культуры общения.

 

У медиации много преимуществ, и самое эффективное, как можно узнать их – поучаствовать самим в процедуре альтернативного урегулирования споров.